Онлайн школа самообразования педагога и руководителя

Мы помогаем достигать профессиональной эффективности педагогам, даже если у них совсем небольшой стаж работы

Цели воспитания

Какова цель воспитания?

Заглянем немного вперед. Почему у человека о школе, как правило, остаются плохие воспоминания? С радостью вспоминается только дружба.

Может быть, мы не то учили?

Может быть, нам это было не нужно?

Если у 25-летнего спросить, что он хочет в жизни, — ему будет трудно ответить.

Если у 60-летнего спросить, добился ли он того, что хотел, все ли он правильно делал – он тоже вряд ли ответит. Скорее скажет, что жалеет о том, что не сделал.

Попробуйте Вы сказать себе, какая у Вас цель в жизни. Квартира, машина, дача – это не цель, это средство достижения цели. Для чего Вам квартира, машина, дача? – вот вопрос.

Но каждый человек приходит в этот мир, зная свое земное предназначение. Об этом мощно рассказал, например, Морис Метерлинк в своей «Синей птице». И главная идея в том, что каждый человек должен реализовать нечто свое индивидуальное. (Стремление к богатству – не индивидуально).

Каждый учитель и тем более родитель не может видеть, какие задачи пришел решать в этот мир конкретный ребенок. Но он может научиться хотеть это видеть! И тогда мы можем, наконец-то, увидеть этот потрясающий педагогический феномен – проникновение в ребенка, в человека. Феномен Встречи.

И вот теперь снова поставим себе вопрос: какова цель воспитания?

Это точно никак не выпускные экзамены в школе!

Целью воспитания должно быть здоровье.

Здоровье во всех сферах:

  1. Телесное здоровье,
  2. Здоровое суждение (мышление, ответственность, сознание и т.п.),
  3. Здоровая воля – потребность хотеть и делать. Часто мы хотим делать совсем не те вещи, которые хотели бы. Из здоровой воли вырастает счастье.
  4. Здоровое чувство (самоощущение, доверие к себе, к людям, интерес к миру).

 

Как же нам создать это здоровье?

Вы хорошо знаете общепринятую педагогическую периодизацию развития ребенка, и если говорить о дошкольном периоде, то можно заметить, что до 7 лет человек живет в полном доверии к миру, и задача этого периода связана также с воспитанием чувства доверия к миру. Ребенок должен усвоить, что его родные и близкие люди – это его надежные товарищи. Ребенок растет благодаря подражанию своим близким. Именно так он учится ходить, говорить и т.п. Известен «Эффект Маугли», когда младенцы попадали в дикую природу, воспитывались животными, и спустя несколько лет, когда люди находили их, не умели вести себя как люди, думать, говорить.

После 7 лет дети подражают уже не всем, а избранным, признанным ими авторитетам. В этот период человек постигает красоту мира во всех ее проявлениях, и задача этого периода связана также с воспитанием чувства прекрасного. Поэтому очень важно для педагога свое обучение строить на образной основе, чтобы ребенок мог увидеть и познать красоту мира. Если мы не сумеем научить ребенка этому, то он всю жизнь будет видеть вокруг только уродливое. К сожалению, это очень симптоматично для современных подростков.

После 14 лет мир ребенка должен быть мудрым и справедливым. Чувство справедливости выходит на первый план в социальном развитии ребенка. Он тонко чувствует обман, неискренность, несправедливость не только от родных, но и от друзей, учителей, Государства. Он защищается от всего и от всех. Грубит. Если опасения ребенка регулярно подтверждаются, это наносит непоправимый ущерб психике. Ребенок склонен к мыслям о самоубийстве даже от того, что кто-то кого-то обидел. Его в этот период можно сравнить со зданием, зашитым в строительные леса, на котором висит надпись «Закрыто на реконструкцию». Однако именно в этот период развиваются все органы чувств, обостряются ощущения. Если мы эту жажду ощущений не сможем поддерживать – ребенку на помощь придут наркотики.

Но это всего лишь база педагогического взаимодействия.

Человек состоит не только из тела, у него есть органы чувств и ощущения, которые не могут объяснить ученые, и которые мы называем душевными проявлениями, а также есть стремление к познанию, к идеалам – это в нас говорит бессмертный дух.

Наши принципы воспитания должны учитывать всего человека, а не только его физиологические проявления, так ведь?

Поэтому принципы мы делим – условно – на телесные, душевные и духовные.

К телесным относятся:

Ритмичность дня. Внутри нас все подчиненно ритму: дня и ночи, сердечных сокращений, потребности в сне и пище. Наше сердце, если оно здорово, бьется ритмично. Заметьте это: ритм – показатель здоровья!

Глеб Архангельский, автор отечественного тайм-менеджмента свою книгу об организации рабочего времени начал с главы «Отдых». Владимир Маяковский однажды написал фразу, ставшую крылатой: Товарищ, запомни правило простое: работаешь сидя, отдыхай – стоя!

Поэтому нам очень важно ритмично, здоровым образом организовать наш день с ребенком любого возраста, включив в него и игру, и творческую лень, и сон и различные ритуалы (например, ритуал умывания, мытья рук, совместных обедов, пожеланий спокойной ночи, объятий).

Надо сказать, что неживая еда, такая как консервы, в т.ч. консервированные соки, сахар – значительно сбивают ритм. Об этом хорошо знают диабетики, а обычные люди стараются не обращать на это внимание. Но внимательному родителю это бросается в глаза: ребенок поел сладкого и у него моментально происходит всплеск энергии, который часто может закончиться слезами и ссорами. Все дело в том, что сахар моментально и напрямую попадает в кровь, повышает уровень энергии, но затем также моментально падает, вызывая упадок сил и раздражение.

Интересно наблюдать, например, в детском летнем лагере, как в начале смены дети ничего не съедают, т.к. еще не отвыкли от домашнего распорядка и ритма, а  к концу смены, зная, как ритмично организован прием пищи, сметают даже крошки.

К принципам душевного воспитания относятся:

Повторение и подражание (не путать с понуканием). До школы (включая во многом и младшие классы) апеллировать к интеллекту ребенка бесполезно. Действия должны мотивироваться чувствами или переживаниями, а не поучениями, родители хорошо знают это. Чем больше у ребенка неосознанных повторений – тем лучше (вспомним те же ритуалы). Дети сами просят нас постоянно читать одну и ту же сказку, петь песенку, смотреть один мультфильм… Это врожденное чувство подсказывает нам, что действительно необходимо для ребенка.

Отсутствие у семьи увлечений, творчества, суетливость, истеричность – все это сбивает с пути воспитания здоровья.

К принципам духовного воспитания относятся:

Тепло. Согласитесь, оно бывает физическим (комфорт от теплой одежды, теплого помещения), душевным (комфорт от присутствия какого-то человека, от общения  с ним) – теплый климат в семье, теплые отношения родителей…, и духовным (воодушевление, интерес, увлечение, — т.е. одухотворение повседневности). Для ребенка целительно наблюдать увлечения своего родителя. Мысли и чувства вообще материалы, даже если ребенок не слышит каких-то слов, он будет чувствовать настрой. Недаром говорят: Материнская молитва и в аду спасет…

Одной фразой эти три типа принципов воспитания можно охарактеризовать через питание. Оно бывает в виде еды, получаемой телом, питание через глаза и ощущения (красота) и питание мыслями об идеалах. Нам необходимы все три.

 

Контактная информация:

E-mail: aksioma-online@yandex.ru

Политика конфиденциальности

Публичная оферта

 

Подпишитесь на наши новости в соц.сетях и вы всегда будете в курсе самых актуальных событий: